Итоговое сочинение – 2023

Оригинал (13.10.2023)

6 декабря 2023 года одиннадцатиклассникам предстоит написать итоговое сочинение. Оно является допуском к государственной итоговой аттестации.

Ознакомиться с критериями оценивания и требованиями к его написанию, а также изучить комментарии к разделам закрытого банка тем можно на сайте Федерального института педагогических измерений.

В целях подготовки обучающихся рекомендуем изучить демонстрационные материалы, структуру сочинения и предложить им потренироваться.

Для этого можно использовать следующие комплекты тем.

Комплект 1

  • Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
  • Почему на Руси преступников нередко называли «несчастными»?
  • Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
  • В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему?
  • Почему нельзя «убивать время»?
  • Согласны ли Вы с утверждением: «Человек, любящий читать, никогда не будет одинок?»

Комплект 2

  • Какую жизненную цель можно назвать благородной?
  • Могут ли юношеские мечты повлиять на дальнейшую жизнь человека?
  • Как становятся героями на войне?
  • Чем важен для современного человека опыт предыдущих поколений?
  • Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
  • Реальное и виртуальное общение: в чём преимущества каждого из них?

Комплект 3

  • Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
  • Всегда ли победа возвышает победителя? 
  • Дом – это место или состояние души?
  • Быть взрослым трудно?
  • Как Вы понимаете выражение «жить в гармонии с природой»?
  • Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?

Комплект 4

  • Когда следовать чувствам неразумно?
  • Какими поступками можно гордиться?
  • Что значит в жизни человека родительский дом?
  • Согласны ли вы с утверждением героя  И.Тургенева: "Всякий человек сам себя воспитать должен"
  • Почему мир природы часто противопоставляют миру людей?
  • Какую профессию вы бы назвали профессией будущего?

Комплект 5

  • Преступление – это путь к одиночеству?
  • Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
  • Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?
  • Согласны ли вы с утверждением Александра Дюма: «У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо…»?
  • Что мешает человеку обрести гармонию с природой?
  • О чём Вас заставляет задуматься научная фантастика?

Комплект 6

  • Согласны ли Вы с утверждением Н.М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?
  • Достижима ли гармония чувства и разума?
  • Какое значение имеет пора юности в жизни человека?
  • Что дом может рассказать о своём хозяине?
  • Почему человек стремится заглянуть в будущее?
  • Какими нравственными качествами должен обладать современный учёный?

Обновление! (13.11.2023)

Комплект 7

  1. Согласны ли Вы с утверждением О. де Бальзака: «Благородное сердце не может быть неверным»?
  2. Смирение – это проявление силы человека?
  3. «Живите в доме – и не рухнет дом» (А. Тарковский)
  4. От чего Вы хотели бы предостеречь своих далёких потомков?
  5. Какое достижение научно-технического прогресса Вы считаете самым важным и почему?
  6. Доступность информации в цифровую эпоху: за и против.

Комплект 8

  1. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
  2. Какие открытия таит в себе дорога?
  3. Какие нравственные ценности укрепляют семью?
  4. Что такое мудрая родительская любовь?
  5. Почему тема весны так популярна у писателей?
  6. Мешает или помогает прогресс взаимопониманию между поколениями?

Комплект 9

  1. Как бы Вы ответили на вопрос Гамлета: «Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье?»
  2. В чём польза и опасность конфликта?
  3. Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
  4. Каковы духовные ценности современного поколения?
  5. Шаги цивилизации: обретения и потери.
  6. Что необходимо талантливому человеку, чтобы стать творцом искусства?

Комплект 10

  1. Понимать человека или управлять им?
  2. Согласны ли Вы с утверждением Б. Л. Пастернака: «Надо ставить себе задачи выше своих сил»?
  3. Какие требования к личности предъявляет эпоха перемен?
  4. Как на войне раскрывается характер человека?
  5. Чего я жду от новой книги?
  6. Согласны ли Вы с высказыванием Л. Н. Толстого: «Настоящее художественное произведение нельзя делать по заказу»?

Комплект 11

  1. Что помогает человеку не сбиться с верного пути?
  2. Что помогает мечтам сбываться?
  3. Почему человек страшится бездомности?
  4. Надо ли хранить верность традициям?
  5. Человек и природная стихия.
  6. Человек и «братья наши меньшие» в литературе.

Комплект 12

  1. Что значит «идти по жизни своим путём»?
  2. Когда важно забыть о себе и о своём?
  3. Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
  4. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
  5. Как мир человеческих чувств соотносится с временами года?
  6. Случайно ли «природа» и «Родина» – однокоренные слова?

Добавить комментарий