Городское методическое объединение учителей-словесников «Чтение летом»

Уважаемые коллеги! Приглашаем посетить ГМО учителей-словесников «Чтение летом». 

Как правило, в конце учебного года учащимся предлагается список книг для летнего чтения, учитель напоминает о необходимости вести читательские дневники. В начале нового учебного года устраивается читательская конференция, где ребята представляют свои работы.

Ведение читательского дневника — вопрос актуальный для меня сегодня и как для учителя литературы, и как для мамы двух учениц. Каким ему быть? Сама, как учитель, предлагала детям разные варианты ведения дневника. Дневник от руки с собственными иллюстрациями более живой, чем аккуратно причесанный его печатный собрат.

Указывать количество страниц в дневнике, наверное, не имеет смысла, поскольку форматы книг разные. А вот указывать дату прочтения имеет смысл, так как интересно потом обратиться к дневнику, посмотреть, каким было восприятие книги в определенном возрасте. В связи с этим пару слов о том, чем зацепила книга, что особенно запомнилось, впечатлило, указать надо. Это к тому же учит анализировать, рефлексировать. Главным остается вопрос: как мотивировать ребенка на ведение дневника? И на чтение вообще? Как известно, «чтение для ума  то же, что физические упражнения для тела».

В связи с этим и список литературы должен быть отобран тщательно, и форма подачи прочитанного должна быть оригинальной, яркой.

Предлагаем ознакомиться с материалами учителя русского языка и литературы МАОУ г.Владимира «Гимназия № 3» Надежды Сергеевны Ивахиной, которые не оставят равнодушными ни учителя, ни ученика.

Презентация

 

Комментарии

      Для меня определяющим становится не вопрос «Как мотивировать на чтение?» (я счастливый учитель, работающий в гимназии, где дети в большинстве своем читающие), а «Что читать?», поэтому особое значение придаю последним урокам литературы/родной литературы, где можно не только прорекламировать книги ( буклеты по центральным произведениям готовят, например, десятиклассники для девятиклассников или на книжных баттлах рассказываем о понравившихся книгах, или просматриваем буктрейлеры по классическим произведения), но и добавить в список книги, из круга чтения ребят или из топовых ( для меня это современные, отражающих реалии и понятные детям, а читать интересно только о том, из-за чего «не спиться по ночам»), премиальных, уже «проверенных»  (например, Книги-лауреаты литературных премий в области детской и юношеской литературы | Централизованная система детских библиотек города Рязани (csdb62.ru) ). Важно также обсудить формат передачи «послевкусия». Если книга «душеполезная», о ней хочется писать, ее хочется иллюстрировать, но не все одинаково качественно это могут делать, да и нет желания, поэтому вместе обсуждаем возможные варианты «рефлексии». Во-первых, электронный или «шелест страниц», все чаще доминирует формат с привлечением ПК или телефона. Во-вторых, веер возможностей: иллюстрация и сопроводительный текст, цитаты, афоризмы, отзыв, вопросы автору/героям и т.п. У ребят должен быть выбор. Оптимальным становится ресурс  «Padlet»,  где  учитель задает тематику доски, и ученик (в удобное для него время) оставить творческий отчет о понравившейся книги из списка предложенного.
А еще в нашем списке всегда есть место фильмам, напоминаем друг другу, что литература как и живопись, музыка, кинематограф – это искусство, и их гармония заложена этой природой, а в конце списка ставим многоточие… ведь столько книг еще существует, без которых нельзя взрослеть!

Спасибо за великолепную идею «Padlet”, Анастасия Александровна, обязательно будем пробовать).Всегда хорошо, на мой взгляд, работает все, что можно визуально представить: любимый предмет героя, карта путешествий, деталь костюма, я в его интерьере/ пейзаже или он в моем интерьере/ пространстве ( здесь фото или компьютерные проекты). Ещё старшеклассники представляли содержание произведения в виде символической картинки/ схемы смыслов, было интересно.

В наше время нелегко заинтересовать ученика чтением книг, поэтому в конце года хочется как можно больше разнообразить ведение читательского дневника, внедрить новые формы и предложить что-то оригинальное. Ресурс «Padlet» дает неоспоримое преимущество. Спасибо большое, Анастасия Александровна, за идею. Обучение становится намного эффективнее, если к каким-либо текстовым материалам прикреплены презентации, изображения, аудио, видеоматериалы. Кроме того, очень интересная идея (написание письма автору или герою) представлена в презентации Надежды Сергеевны. Написание письма поможет учащемуся сблизиться с героем, проникнуться его чувствами. Буду пробовать на уроках.

Прекарсная идея оформления читательского дневника! Спасибо большое за такую интересную идею! Действительно, не оставляет равнодушным ни учителя, ни учеников. Обязательно порекомендую своим шестиклассникам.

Спасибо коллегам за интересные идеи. Особенно впечатлил дневник девочки Маргариты, наполненный рецептами, иллюстрациями. Использование фанфика - суперинтересная идея. Многие из детей состоят в группах, занимающихся написанием фанфиков. Они рады будут не только создать их, но и оценить.

Большое спасибо за представленный материал. Мне, начинающему педагогу, было крайне важно выделить и выбрать для себя и ребят наиболее удобный, практичный и необычный метод ведения читательского дневника. С огромным удовольствием применю полученные знания и познакомлю детей с интересными вариантами оформления!

Огромное спасибо. Замечательная идея по ведению читательского дневника. Обязательно буду применять данный метод со своими учениками. Я думаю, что им понравится.

Огромное спасибо Надежде Сергеевне за "Инструкцию по ведению читательского дневника". Прекрасно, что педагог сумела вдохновить учеников не только на чтение книг, но и на создание своих, не побоюсь этого слова, шедевров, на совершение собственных открытий. Поразила страничка из дневника дотошной ученицы, которая тщательно проанализировала текст произведения И.С. Тургенева и определила породу Муму. Идеи учеников тоже можно взять на заметку ("Модный приговор", оригами). Замечательно, коллега!

Надежда Сергеевна, продемонстрировала Ваш ролик на уроке. Дети очень были впечатлены. Из скучной обязательной работы заполнение дневника превратилось в увлекательное создание произведения искусства!

Спасибо большое за предоставленный материал. Если честно, не помню, чтобы мы обсуждали ведение читательского дневника с коллегами из других школ. А это очень интересно! Как приятно, что есть такие творческие дети. Конечно же, это все с подачи творческого учителя. Спасибо коллегам.
И отдельное спасибо Ольге Александровне за такую прекрасную идею.

"Читательский дневник-это так скучно,неинтересно ,"-скажет любой ученик.Поэтому хватаешься за голову и думаешь,как же привлечь детей к чтению.Спасибо Вам,дорогие учителя,за прекрасную идею и советы.

Не смогла удержаться: скачала презентацию по ведению читательского дневника и сразу понесла детям.Вообще, как только речь заходит о чтении летом, дети спрашивают, нужно ли писать о прочитанном в читательский дневник. Всегда без энтузиазма. Да и проверяем мы их примерно с таким же настроением, с каким дети его оформляют. За долгие годы работы в школе видела пару-тройку интересных, с душой оформленных работ. Все остальное.... Вобщем, я сдал, отстаньте от меня.... Решила скаченную презентацию показать и 7, и 8, и 6 классам.Семиклассники заинтересовались, в голове начали бродить идеи. Особенно понравилась идея с фанфиками и блогом. Шестиклашки с первых же слайдов заинтересовались, постепенно приходя в востлорг. Понравилось все. Даже сфотографировали слайды, где написано про рецензию и про отзыв. Некоторый скепсис был сначала в глазах восьмиклассников. Но чем больше смотрели, тем обсуждение становилось живее. Потом скепсис сменился заинтересованностью. Вобщем, следующий учебный год в трех классах начнется с конкурса читательских дневников. (даже состав комиссии уже обсуждали). Огромное спасибо за материал. Несомненное его достоинство не только в разнообразии форм, но и в том, что есть примеры того, как это может получиться. Особенно важным это было для шестиклассников. И для учителей тоже сдорово: бери и пользуйся! Спасибо! 

Большое спасибо коллегам за интересные материалы! Считаю, что летнее чтение должно быть не тяжкой обязанностью, а удовольствием, радостью, творчеством. Как здорово, что материалы коллег это подтверждают! Отличные идеи для ведения читательского дневника и новые возможности отозваться о прочитанном. Обязательно будем пробовать с детьми! Думаю, актуальным был бы обмен списками рекомендованных книг для летнего чтения. Всегда хочется посоветовать что-то новое, интересное, то, что не оставит ребенка равнодушным.

Спасибо Надежде Сергеевне за вдохновляющую презентацию. Рада, что столь талантливый и творческий педагог работает в одном пространстве.  Мне тоже важно, чтобы дети творчески подходили к процессу чтения. Всегда стараюсь быть в курсе новинок детской и подростковой литературы. Многое перечитываю сама, чтобы с уверенностью потом рекомендовать детям. Потратила на книги целое состояние))) Зато приятно эти книги детям дарить по случаю))) Также всегда прошу ребят добавлять в списки чтения свои рекомендации. Потом внимательно изучаю эти книги. Многое для себя открываю, а дети рады, что рекомендованную ими книгу включили в список. Мотивирует.

Уважаемые коллеги! Спасибо вам большое за материалы, идеи, комментарии. Вас хочется снова и снова)) Ольга Александровна, спасибо Вам: с Вашим появлением ГМО ожило, Вы не только стараетесь помогать методически,предоставлять в срок информацию, но и объединяете литераторов города.

Уважаемые коллеги! Спасибо вам большое за материалы, идеи, комментарии. Вас хочется снова и снова)) Ольга Александровна, спасибо Вам: с Вашим появлением ГМО ожило, Вы не только стараетесь помогать методически,предоставлять в срок информацию, но и объединяете литераторов города.

Спасибо коллегам за идеи! Лишний раз убеждаешься, что коллективный творческий разум - огромная сила! Хочу добавить несколько находок из различных педагогических сообществ. Это интересные формы для создания списков летнего чтения и рекомендация по ведению читательского дневника. 

https://disk.yandex.ru/d/sfaM5zdVYSmf6g

https://disk.yandex.ru/i/AOSQA5Ct7Ymq7g

Дорогая Надежда Сергеевна! Уважаемые коллеги! Спасибо за ваши интересные идеи и находки.

Очень приятно осознавать, что материал именно молодого педагога освежил наш взгляд на внеклассное чтение, на связанные с ним трудности и радости. Уверена, что такое взаимообогащение молодых и опытных учителей бесценно. 

Надеюсь, тема остается открытой для обсуждения, т. к. свои приемы работы в этом направлении есть у многих коллег, но обобщить такой опыт в конце учебного года очень трудно.

Большое спасибо за такой интересный и полезный материал! Обязательно познакомлю своих учеников с презентацией. Уверена, что   такие читательские дневники  их заинтересуют!

Огромное спасибо, уважаемые коллеги! Материал интересный.  Он, действительно , не оставит равнодушным ни учителя, ни ученика. Обязательно им воспользуюсь. Также согласна с Натальей Александровной, что "коллективный творческий разум -огромная сила". Всем желаю здоровья ,успехов, благополучия!

 Всегда использовала в своей работе читательские дневники, непременным условием заполнения которых была следующая информация: 1) Автор, название, жанр; 2) главные герои и те, которые особенно запомнились; 3) основные события( от 5 до 10 предложений); 4) понравившийся герой или эпизод; 5) иллюстрация или карандашный набросок.

Читательские дневники дисциплинируют и позволяют лучше запомнить произведение. В начале года по желанию дети сдают дневники и получают первую в новом учебном году положительную оценку( 4-5)
Но из презентации Надежды Сергеевны и некоторых комментаторов почерпнула для себя много интересного. Обязательно воспользуюсь. Спасибо огромное!

Не скрою, от ведения читательских дневников отошла давно. А посмотрела материал, и вернулся утраченный энтузиазм. Вновь уверена, что ребятам это необходимо. Теперь дело за тем, чтоб "заразить" учеников. Большое спасибо!

Огромное спасибо Надежде Сергеевне, Анастасии Александровне, Наталье Александровне за вдохновляющие идеи! Очень надеюсь, что удастся "зарядить" этими идеями учеников, что летнее чтение для них станет более увлекательным занятием, а оформление читательского дневника послужит развитию творческих способностей. Кстати, в читательском дневнике можно отвести страничку для своей "Золотой полки", куда постепенно вносить книги, которые хочется перечитывать. Это может быть рисунок полки с книгами, или коллаж, или что-то другое. Спасибо Ольге Александровне за актуальную повестку дня.

Это так интересно и увлекательно,СПАСИБО

Добавить комментарий